Региональный центр
ценообразования в строительстве
Оренбургской области

Вопросы и ответы

Вопрос №16:

Договором между Заказчиком и Подрядчиком предусмотрено выполнение работ по горизонтально-направленному бурению. При формировании дополнительного соглашения на данный вид работ, Заказчик не согласовывает расценки по сборнику ТЕР 34, ссылаясь на его отмену (применение расценок по сборнику ТЕР 04 «Выполнение горизонтального бурения машинами прессово-шнекового типа РВА»), хотя из технических характеристик машин прессово-шнекового типа РВА следует, что максимальная длина проходки скважин машинами марок РВА-38, РВА-100 и РВА-200 составляет 100 метров и данные машины не предназначены для выполнения работ по горизонтально-направленному бурению.
Просим Вас дать разъяснение по данному факту и по каким расценкам следует выполнять работы по горизонтально-направленному бурению (ГНБ) протяженностью более 200 метров.

Ответ:

Для определения сметной стоимости строительства, инженерных коммуникаций подземным способом с применением машин горизонтального бурения, когда проектными решениями предусмотрено их выполнение машинами горизонтального бурения, применяются действующие сметные нормативы ТЕР-2001, часть 4 «Скважины» (в ред. 2014 г., утверждены и введены в действие с 21 сентября 2015 г. приказом Минстроя России № 675/пр.
При этом сметные нормативы, входящие в состав раздела 1 «Бурение скважин», подраздел 1.7 «Прочие виды бурения», часть 4, разработаны и предназначены для определения затрат при следующих видах горизонтального бурения:
– таблица ТЕР 04-01-064 «Устройство лучевых дренажных скважин длиной до 130 м установкой УЛБ-130»;
– таблица ТЕР 04-01-074 «Монтаж машины горизонтального бурения прессово-шнекового типа РВА»;
– таблица ТЕР 04-01-075 «Демонтаж машины горизонтального бурения прессово-шнекового типа РВА»;
– таблица ТЕР 04-01-076 «Бурение пилотной скважины машиной горизонтального бурения прессово-шнековой с усилием продавливания 203 ТС (2000 кН) фирмы SHMIDT, KRANZ-GRUPPE»;
– таблица ТЕР 04-01-077 «Бурение с предварительным расширением скважины длиной 50 м машиной горизонтального бурения прессово-шнековой с усилием продавливания 203 ТС (2000 кН) фирмы SHMIDT, KRANZ-GRUPPE»;
– таблица ТЕР 04-01-078 «Бурение с расширением до проектных размеров скважины длиной 50 м машиной горизонтального бурения прессово-шнековой с усилием продавливания 203 ТС (2000 кН) фирмы SHMIDT, KRANZ-GRUPPE».
С учетом изложенного при определении сметной стоимости сооружения инженерных коммуникаций (сетей), где проектом предусмотрено выполнение работ с использованием иных машин (установок), но аналогичных технологическим процессам в имеющихся сметных нормативах, следует оценивать по ближайшему аналогу – применительно. То есть речь идет об иных типах и видах машин и механизмов по сравнению с машинами и механизмами, предусмотренными в сборниках ТЕР, при этом не меняющих принципиально технологические и организационные схемы производства строительно-монтажных работ.

Вопрос №15:

Согласно муниципального контракта, на основании проведенных торгов, выполняются работы по строительству многоквартирного жилого дома «под ключ» для предоставления квартир по договорам социального найма. Стоимость работ по настоящему контракту является твердой. При освидетельствовании выполненных физических объемов, согласно КС-2, составленной на основании сметной документации, представитель заказчика отказывается подписать выполненные объемы, на том основании, что расценка по прокладке труб, армированных стекловолокном в ТЕР 16-03-001-06 трактуется как: «Прокладка трубопроводов отопления при коллекторной системе из многослойных металл-полимерных труб диаметром: 25мм», а так же стоимость материалов, в частности труб превышает фактическую стоимость в текущих ценах (при этом стоимость фасонных и соединительных частей в смете не учтена), и предлагает включить в КС-2 стоимость труб по фактическим (текущим) ценам и изменить наименование ТЕР16-03-001-06. Прав ли представитель заказчика? Просим дать разъяснения по этому поводу.

Ответ:
Согласно МДС 12.9.2001 (Положение о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации) проектно-сметная документация при строительстве объектов для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и внебюджетных фондов составляется по нормативам, устанавливаемым Госстроем России. При определении стоимости строительной продукции применяются государственные сметные нормативы, утвержденные Постановление Госстроя России от 05.03.2004 №15/1, МДС81.35.2004.
Твердая договорная цена, достигнутая в результате переговоров или торгов и внесенная в договор подряда цена (сметная стоимость) работы, с учетом стоимости всех ресурсов не может быть изменена в соответствии с условиями договора в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных разделом 4 Постановление от 27.03.2008г. №2-1/ПС.
В связи с отсутствием прямой расценки на прокладку трубопроводов из труб, армированных стекловолокном, допустимо применить расценку ТЕР16-03-001-06 с корректировкой: исключить ресурс, который не подлежит нормированию в ходе проведения работ по прокладке данного вида трубопроводов, произвести замену ресурса 103-1460 (трубы метало-полимерные диаметром 25мм.) на стоимость труб армированных стекловодом. В случае отсутствия в нормативной базе расценок по определенным видам работ, необходимо составить новые единичные расценки и согласовать их с Госстроем России.
Акт приемки выполненных работ (КС-2) применяется для приемки выполненных строительно-монтажных работ, с учетом приобретенных материалов, и не является договором, а следовательно, к нему не применимы обязательные правила гражданского законодательства о порядке подписания договоров.
Экспертиза проектной документации по данному объекту не проводилась, ответственность за состав и объёмы работ несет Заказчик. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Заказчик самостоятельно принял решение о проведении проверки (экспертизы) сметы без экспертизы проектной документации.
Предоставленные ведомости объемов работ утверждены Заказчиком.
Сметная стоимость определена на основании территориальных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ТЕР), предназначенных для определения затрат при выполнении строительно-монтажных работ и составления на их основе сметных расчетов (смет), утвержденных Постановлением Правительства Оренбургской области № 820-п от 15.11.2010 года «Об утверждении сборников территориальных сметных нормативов Оренбургской области».
Требования Заказчика о предоставлении фактической стоимости труб не правомерно.
Вопрос №14:

Заказчик в целях снижения сметной стоимости строительно-монтажных работ исключает из расценок ч.9, 12 и др.(ТЕР-2001 г.) стоимость механизмов – мостового крана, крана на автомобильном ходу и пр. Прошу Вас дать разъяснение по вопросу правомерности изменения расценок на монтажные работы.

Ответ:
По вопросу правомерности изменения расценок разъясняем. 
Расценки ФЕР-2001 (ТЕР-2001) отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и могут применяться организациями-заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Не допускается корректировка сметных норм в зависимости от способа производства работ, за исключением случаев, предусмотренных Общими указаниями по применению ФЕР-2001 (ТЕР-2001), а также техническими частями сборников ФЕР-2001 (ТЕР-2001).
В «Методике определения стоимости строительной продукции» МДС81-35.2004» п. 2.15. и 2.19 указывается, что в случае, когда технология выполняемых работ отличается от предусмотренных сборниками, следует разработать индивидуальную единичную расценку и согласовать ее в составе проектно-сметной документации.
В «Указаниях по применению территориальных единичных расценок» утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области № 37-п от 08.02. 2006 г. в п. 4.2. пояснено, что расценки ТЕР-2001 (ФЕР-2001) не подлежат корректировке.
В соответствии с п. 4.2 «Указаний по применению ФЕР-2001» (МДС 81-36.2004) корректировка расценок в зависимости от выбора машин не производится, даже если работы выполняются вручную.
Вопрос №13:

Просим дать разъяснение по сборнику ГЭСНм-2001 №12 «Технологические трубопроводы» Таблица ГЭСНм 12-18-001-4, Таблица ГЭСНм 12-18-001-5 «Изготовление узлов трубопроводов из труб углеродистых и качественных сталей, монтируемых в помещениях или на открытых площадках в пределах цехов» диаметр трубопроводов наружный, мм 32, 38 по вопросу, что изготовление фасонных частей (отводы) методом гнутья труб не входит в состав работ данной расценки.

Ответ:
К технологическим трубопроводом относятся трубопроводы, предназначенные для транспортировки в пределах промышленного предприятия или группы этих предприятий сырья, полуфабрикатов, готового продукта, вспомогательных материалов, обеспечивающих ведение технологического процесса и эксплуатацию оборудования (пар, вода водопроводная, воздух, газы, хладагенты, мазут, смазки, эмульсии и т.п.), отходов производства при агрессивных стоках, а также трубопроводы оборотного водоснабжения. п.4, ГЭСНм 81-03-12-2001
Узел трубопровода - ограниченная транспортными габаритами часть линии трубопровода, которая по размерам и конфигурации может быть установлена в проектное положение или подлежит последующей укрупнительной сборке в блоки на монтажной площадке. Узел состоит из нескольких элементов и арматуры, собранных на разъемных или неразъемных соединениях. отдел 18, п.1, ГЭСНм 81-03-12-2001
Изготовление узлов трубопроводов непосредственно на монтажной площадке учтено в соответствующих таблицах ГЭСНм отделов 01 и 02 настоящего сборника, предусматривающих метод монтажа трубопроводов из отдельных труб и готовых деталей. отдел 18, п.2, ГЭСНм 81-03-12-2001
Следовательно, изготовление фасонных частей методом гнутья труб не входит в расценку «Изготовление узлов трубопроводов из труб углеродистых и качественных сталей, монтируемых в помещениях или на открытых площадках в пределах цехов».
Вопрос №12:

Прошу дать ответ:
1) Делаем скатную крышу из проф. листа, какой расценкой пользоваться?
2) При использовании расценки ТЕР 09-04-002-01 отсутствует норма расхода проф. листа. На основании чего её определять?

Ответ:
Нормы ГЭСН-2001 Сборника 9 «Строительные металлические конструкции» согласно п. 1.1 Общих указаний Технической части Сборника предназначены для определения затрат при выполнении работ по монтажу стальных и алюминиевых конструкций производственных, гражданских зданий и сооружений различного назначения.
Для объектов жилищно-гражданского назначения сметная норма ГЭСН 09-04-002 не соответствует составу работ, набору ресурсов, что приводит к необоснованному удорожанию сметной стоимости.
В связи с отсутствием в действующей сметно-нормативной базе сметных нормативов на устройство кровель из профилированных листов по деревянной обрешетке, для составления сметной документации при реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675, затраты на указанные работы допускается определять по сметной норме 12-01-023 «Устройство кровли из металлочерепицы по готовым прогонам» ГЭСН 81-02-12-2001 «Кровли», до утверждения в установленном порядке соответствующих прямых сметных нормативов.
При этом номенклатура и расход материальных ресурсов вышеуказанной сметной нормы следует уточняются по проектным данным.
Вопрос №11:

Разъяснить расчет перевозки материалов, неучтенных по ТСЦ.

Ответ:
Расчет затрат на перевозку материалов, изделий и конструкций, неучтенных по ТСЦ выполняется по расценкам Федерального сборника сметных цен на перевозки грузов для строительства. Часть I. Автомобильные перевозки.
Расчет дополнительных транспортных затрат рекомендуется выполнять на основании проектных данных о массе материалов, изделий и конструкций, расстояниях перевозки автомобильным транспортом, классов грузов и типов перевозок. В связи с тем, что форма расчета дополнительных затрат не установлена, расчеты могут выполняться в произвольном, удобном для проверки виде. Рекомендуется расчеты производить для каждой локальной сметы и включать в статью «Материалы».
Вопрос №10:

Как определяются итоги конкурса, если победителем признана организация, работающая по упрощенной системе налогообложения?

Ответ:
1. Сметная документация должна соответствовать контрактной
2. Работы должны быть выполнены по цене контракта
3. Заказчик не вправе требовать в одностороннем порядке уменьшения цены контракта ссылаясь на систему налогообложения подрядчика
4. Система налогообложения НЕ влияет на стоимость контракта
1. Поэтому, в любом случае, в независимости от системы налогообложения стоимость контракта должна быть рассчитана как начальная максимальная стоимость умноженная на конкурсный коэффициент. Конкурсный коэффициент рассчитывается делением выигранной цены на начальную максимальную стоимость контракта.
2. Смета/акты должны соответствовать конкурсной документации (т.е. должны быть их копией)
3. Если фирма работает без НДС, то она должна при подаче заявки на участие в аукционе указать это и соответственно счет-фактура не выставляется, в форме КС-3 НДС не указывается.
Данные положения неоднократно разъяснялись различными министерствами и ведомствами РФ.
Например письмо №13613-АП/Д05 от 19.08.2009 (п 1, 2)
«4. В соответствии с положениями Закона цена заключаемого контракта, в том числе контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции, капитальному ремонту, определяется по итогам проведения торгов. В связи с изложенным Минэкономразвития России и ФАС России разъясняют следующее.
После определения победителя торгов на выполнение работ заказчик рассчитывает коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения торгов. Итоговая цена контракта пересчитывается с учетом указанного коэффициента. В случае, если контрактом предусмотрено несколько этапов его исполнения, то итоговая стоимость каждого из этапов должна быть пересчитана с применением указанного коэффициента, то есть итоговая стоимость каждого из этапов выполнения работ рассчитывается пропорционально коэффициенту снижения начальной (максимальной) цены контракта, полученного в ходе проведения торгов. Полученная итоговая стоимость этапов выполнения контракта и общая итоговая цена контракта вносятся в проект государственного (муниципального) контракта, направляемого победителю торгов. При этом общая итоговая цена контракта должна соответствовать предложению о цене контракта победителя торгов.
Государственный (муниципальный) контракт, заключаемый по итогам проведения торгов, должен содержать перечень работ, установленных заказчиком, а также итоговую цену контракта (итоговую стоимость этапов выполнения контракта), определенную указанным выше способом по итогам торгов. При этом установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ не соотносится с фактическими расходами победителя торгов на выполнение конкретных работ и является обязательством заказчика оплатить контракт (этапы выполнения контракта) в установленном размере при надлежащем его исполнении.»
письмо №Д05-3198 от 07.08.2008 (п. 3)
«Вопрос: О недопущении корректировки заказчиком цены государственного или муниципального контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим УСН, при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе или при проведении аукциона, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 августа 2008 г. N Д05-3198
Департамент государственного регулирования в экономике рассмотрел обращение о разъяснении вопросов, связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и сообщает свое мнение.
Государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации (ч. 3 ст. 29 Закона). Государственный или муниципальный контракт по результатам аукциона заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона (ч. 3 ст. 38 Закона).
Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе или при проведении аукциона, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
А.Т.КАТАМАДЗЕ
07.08.2008»
и другие подобные письма №Д05-4431 от 15.10.2008, №Д05-2575 от 27.05.2008, №22-88 от 25.01.2011, №28-80 от 21.06.2011, №20943-ИП/08 от 07.07.2009 (п.3)
Вопрос №9:

Прошу Вас дать разъяснения о необходимости включения в сметную документацию по объекту: «Строительство автомобильной дороги» аренды вагонов при доставке инертных материалов железной дороги и какими нормативными документами при этом руководствоваться.

Ответ:
Согласно общим положениям к сборнику «Территориальные сметные цены на материалы изделия и конструкции в строительстве. Оренбургская область» (ТССЦ), утвержденному постановлением Правительства Оренбургской области от 15.05.2012 г. № 410-п и введенному в действие приказом Госстроя от 07.11.2013 г. № 418/ГС, транспортная составляющая сметной цены с учетом заготовительно-складских расходов, усреднена и принята для инертных материалов в размере 42% от отпускной цены. 
В случае, когда доставка материалов производится с использованием промежуточных баз (складов), дополнительные транспортные и прочие затраты, обоснованные проектом организации строительства (ПОС), должны учитываться непосредственно в сметной документации.
При определении дополнительных затрат на перевозку материалов железнодорожным транспортом следует руководствоваться разделом V сборника «Федеральных сметных цен на перевозки грузов для строительства», утвержденного приказом Минстроя России от 30.01.2014 г. № 31/пр., учитывая, что сметные цены предназначены для определения стоимости перевозки вне зависимости от принадлежности подвижного состава.
Затраты по обратному (порожнему) пробегу подвижного состава; аренде подвижного состава, в том числе локомотивов, при разработке сметной документации, включая составление калькуляций транспортных расходов, не учитываются (п.1.5.1 Общих положений).
Вес перевозимого груза рекомендуется рассчитывать на основании проектных данных о массе материалов, используемых при выполнении строительно-монтажных работ.
Вопрос №8:

Прошу Вас дать пояснение по применению коэффициентов регулирующих толщину намета к расценке ГЭСН 15-02-036-1, в частности материальных ресурсов. В технической части сборника написано: В случае, если проектом на строительство предусмотрена коэффициенты, определенные по формуле: 
К=Тф/Тн, необходимость выполнения штукатурных работ толщиной намета, превышающей нормативные, к материальным ресурсам, затратам труда и времени использования машин следует применять
Где Тф – проектная (фактическая) толщина намета;
Тн – нормативная (усредненная) толщина намета.
Как быть в случае, если заказчик уменьшает толщину намета до 2 см. К=20/30=0,67. Применяется ли понижающий коэффициент к материальным ресурсам расценки?
Также прошу дать разъяснение по расценке ГЭСН 15-02-019-03 на сплошное выравнивание внутренних поверхностей (однослойное оштукатуривание) из сухих растворных смесей толщиной до 10 мм. Заказчик корректирует данную расценку на изменение толщины выравнивающего слоя на каждый 1 мм по расценке ЭСНр61-01-001-13 (Расценки разработаны П.В.Горячкиным).

Ответ:
Сообщаем, что в нормах ГЭСН 15 на оштукатуривание каменных, бетонных и поверхностей из других материалов, подлежащих выполнению с допусками, определяемыми в соответствии с правилами производства и приемки работ, расход ресурсов определен для усредненных толщин наметов с учетом дополнительного их расхода на необходимое выравнивание поверхностей с целью получения оштукатуренной поверхности с отклонениями, не превышающими допускаемые.
В случае, если проектом на строительство предусмотрена необходимость выполнения штукатурных работ толщиной намета, превышающей нормативные, к стоимости материальных ресурсов, а также к затратам труда и оплате труда рабочих-строителей и стоимости эксплуатации машин следует применять коэффициенты, определенные по формуле:
К = Тф / Тн,
где Тф – проектная (фактическая) толщина намета,
Тн – нормативная (усредненная) толщина намета. 
В сторону уменьшения расценки корректировке не подлежат.
При составлении сметной документации на работы, финансируемые с привлечением бюджетных средств всех уровней следует руководствоваться сметными нормативами, внесенными в федеральный реестр сметных нормативов. Для расценки ГЭСН15-02-019-03 понижающих коэффициентов не предусмотрено. 
При отсутствии бюджетного финансирования на объект капитального строительства возможно применение расценок сборника ЭСНр61-01-001-13 в этом случае следует руководствоваться технической частью к сборнику ЭСНр61.
Вопрос №7:

Прошу дать разъяснения по разделу 6. Сети проводок в зданиях и сооружениях о возможности применения пункта 2. Вводные указания к расценкам ТЕРм 08-02-397-01. (входит ли установка м/конструкций для крепления) или определяется по дополнительной расценки ТЕРм 08-01-87-3.

Ответ:
На основании общих указаний о применении ТЕРм части 8 «Электротехнические установки» утвержденных Постановлением Правительства Оренбургской области от 15.05.2012 г. №410-п, в расценке 08-02-397-01 учтены работы по креплению перфорированного монтажного профиля длиной 2м к готовому основанию. Если при монтаже возникает технологическая необходимость устройства м/к, то на основании п.1.8.43. установку конструкций для последующего крепления профиля, определяется по расценке 08-01-087-3.
Вопросы принимаются официально в письменном виде по адресу:
г. Оренбург, ул. Володарского, д. 39
Региональный центр ценообразования в строительстве Оренбургской области
Разработано: ЭФИС